Сплав по Южному Криворожью. Индустриальный маршрут

         «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.» Анатоль Франс 

 

Так что не сидите дома, не продавливайте диван и не терзайте пульт телека. Продлевайте жизнь! 

В очереднй раз Клуб активного досуга «Миклухо, маслай !» при комиссии молодёжной политики, культурно-массовой и спортивной работе при первичной профсоюзной организации Свободного профсоюза машинистов Украины ( ВПМУ ) нашего предприятия организовал сплав на байдарках по реке Ингулец. Но уже по новому маршруту. В средине мая маршрут пролегал по Северному Криворожью. В этот раз сплав проходил по промышленной части Кривого Рога и Южному Криворожью, а именно по территории Широковского района Днепровской области. Соответственно и маршрут носил название Индустриальный.

Но обо всём по порядку ….

 

 3 июня, желающие отправиться в путешествие собрались в парке Мершавцева ( бывшем имени Газеты Правда ), в районе спасательного поста. В этот раз группа насчитывала 13 человек плюс два опытных инструктора. Мы продолжаем плодотворное сотрудничество с криворожским Клубом активного отдыха «Pedali-Sandali», совместно с которым организовывались предыдущие сплавы.  Большая часть участников сплава уже имела опыт предыдущих байдарочных походов и уже, как минимум, знала с какой стороны подойти к плавсредству. Поэтому сборка семи байдарок заняла чуть больше часа. Разбиваемся на экипажи, фото на память. И в путь.


 

Путешествие начинается из самого сердца Кривого Рога, у места слияния рек Ингулец и Саксагань, в историческом центре города. Проплываем около полутора километров и первый обнос. Перекат в конце улицы Тихой на Гданцевке. На левом берегу Саксаганский деривационный тоннель. Именно здесь теперь Саксагань впадает в Ингулец, после того, как в 1957 году её «загнали» в трубу диаметром 3,5 метра. Теперь Саксагань протекает под проспектами Мира и Героев – подпольщиков ( бывшим проспектом Дзержинского ), улицей Гетьманской ( бывшей Ильичёвской ) и посёлком Черногорка и выходит ниже уровня поверхности реки. Возле лодочной станции находится теперь уже непроточное старое русло Саксагани.



 

 

Садимся в байдарки и в путь. Проплываем Черногорку на левом берегу и Гданцевку на правом. И через три-четыре километра подходим к железнодорожному мосту Белелюбского, на перегоне Кривой Рог ( Червоная ) – Кривой Рог-Западный. Мост был возведён в процессе строительства Екатериновской железной дороги и в 1883 году по нему прошёл первый поезд. По своим линейным размерам (высота - 40 метров, длина между береговыми устоями - 308 метров) мост является хоть и не рекордным, но достаточно неординарным для конца XIX века. Проектировщиком и создателем моста является Николай Аполлонович Белелюбский - выдающийся ученый и инженер конца XIX века.




Сразу же за мостом входим в промышленную зону Кривбасса. Метрах в пятистах от моста Белелюбского становимся на первую ночёвку. Разбиваем лагерь, совершаем экскурсию по окрестностям, готовим ужин, шашлык и рассказываем «страшные истории на ночь» 


 

Утро второго дня

Ранний подъём. Предстоит пройти 23 километра. Готовим завтрак, собираем лагерь и спускаем байдарки на воду. 


 

Флотилия «Миклухо, маслай !» втягивается в рукотворное русло реки Ингулец. Дело в том, что
вдоль реки расположены железорудные месторождения трех ГОКов – Новокриворожского, Южного и Ингулецкого, запасы которых исчисляются миллиардами тонн.Высвободить их позволяло строительство обводного канала – искусственной водной артерии, проходившей прямолинейно кривому склону упомянутой выше реки от Карачуновского водохранилища до существующего русла у устья балки Зеленая. Строительство началось в 1986 году. Это было вызвано необходимостью высвобождения площадей с запасами железной руды около 500
млн. тонн. Более двух лет ушло на строительство рукотворной реки. После окончания работ был открыт доступ к залежам в 240 млн. тонн железной руды в карьерах НКГОКа и ЮГОКа. А новое русло Ингульца стало украшением промышленной зоны Новокриворожского комбината. Правда, увидеть канал, глубина которого достигает несколько десятков метров, суждено не всем. Находится он в режимной зоне.


 

Следующей остановкой стал каменный мощённый брод возле бывшего села Новый Кривой Рог. Здесь, преодолев крутой подъём, вышли на восточный борт карьера ЮГОКа. ЮГОК — один из основных производителей железорудного сырья в Украине. Карьер ЮГОКа — один из крупнейших в мире. Его глубина составляет 370 м, длина — 3000 м, ширина — 2500 м, количество горизонтов — 25, общая протяженность автодорог в карьере — 37 км. К тому же, карьер ЮГОКа единственный в Кривом Роге, который вывозит руду и автомобильным, и железнодорожным транспортом.

Сразу за бродом пришлось преодолевать пороги. За время пути их было несколько. Вообще, хочется заметить, что Ингулец до Кривого Рога и после - две разных по характеру реки. Во время первого сплава река была более спокойная и величавая, без особых перепадов глубин, постепенно расширяющаяся и раздавшаяся в районе Лозоватки до сотни метров. Здесь же река была более узкая, с сильным течением, множеством порогов и водоворотов. Пройдя жилмассив Южного горно-обогатительного комбината, наконец-то вырвались из города. 


Недалеко от посёлка Рудничное начали проплывать Криворожский Гранд-каньон. Образовался каньон путем отсыпки отвалов с двух сторон. Это единственная индустриальная достопримечательность Кривого Рога, которая находится вдали от основных городских магистралей, хотя и является частью Центрально-Городского района. Между двумя отвалами уютно расположена река Ингулец. Река находится на определенном расстоянии от нижней части отвалов, что обусловлено соблюдением границ санитарной зоны, радиус которой равен 300 м. Высота отвалов составляет 150-200 метров.

Проплыв Рахмановку, встали на кратковременный привал возле Новосёловки. Пошли типичные пейзажи Южного Криворожья. Холмистые степи с травяной растительностью и отдельными лесопосадками.



Пройдя последний на этот день порог под мостом между Новосёловкой и Латовкой, вышли на спокойную воду и уже неторопливо доплыли до места второй ночёвки у села Новолатовка. Разбили лагерь, варили уху из щуки и голавля. В эту ночь на бессонницу не жаловался никто.


 

На третий день предстояло пройти прогулочным ритмом всего 7 километров.

Поэтому подъём был поздним. Приготовив завтрак группа отправилась обозреть железорудную штольню конца ХІХ- начала ХХ веков. 


 

Собрав лагерь двинулись в путь. Миновав сёла Зелёное и Ингулец Широковского района, финишировали у каменного моста недалеко от Широкого. За время Индустриального сплава прошли по территории Кривого Рога и Широковского района Днепровской области. Проплыли районы Кривого Рога: Гданцевка, Черногорка, ЮГОК, Матрёновка. Сёла и посёлки Рудничное ( Домики ), Рахмановка, Латовка, Новосёловка, Новолатовка, Зелёное, Ингулец. Длина маршрута составила 35 километров. Все участники сплава достойно выдержали испытание и дошли до финиша живыми и здоровыми. Продолжение будет ....


 


          
Использованные материалы: vpmukrivoirog.ucoz.ua , Константин Хабло
Relax.1kr.ua

Комментарии (1)

Комментирование доступно только зарегистрированным пользователям

Анита

это очень круто...даже не думала, что у нас такие штуки проводят. не выезжая из города можно отлично и с пользой провести время. Клас. Буду иметь ввиду. Спасибо автору за столь интересную статью и хорошие фото

  • 2
  • 0
  • Ответить